Жалоба на работодателя

 

   Нередко между работодателем и работником возникают разногласия или конфликтные ситуации, которые мирным путем решить просто не получается или не представляется возможным. И, как правило, в подобных случаях, нарушаются права именно работника. И зачастую, он не знает, что ему делать, куда идти и кому пожаловаться.

Каждый работающий человек должен знать, что у нас в стране существует и действует несколько организаций, которые могут защитить его права, как работника. Это:

  • местная инспекция по труду – в ее задачи помимо обеспечения соблюдения трудовых прав, входит так же и их защита;
  • прокуратура – решает многие вопросы, в том числе, связанные с нарушением трудового законодательства (собирает доказательства самостоятельно);
  • суд – рассматривает дела на основании предъявленных доказательств.

Работник может обратиться в любую из этих инстанций с жалобой, если для этого есть серьезный повод.

А такими поводами могут быть:

  • Намеренный отказ работодателя (чтобы меньше платить налоги) от заключения с работником официального трудового договора;
  • Несвоевременная выплата зарплаты (раз в месяц или даже еще реже);
  • Несвоевременная оплата законного отпуска (намного позднее, чем за три дня до его начала);
  • Несвоевременная оплата больничного листа;
  • Выплата заработной платы «в конверте»;
  • Не оплата сверхурочной работы, работы в праздничные дни, выходные, не оплата ночных смен, что идет в разрез со статьями 152 и 153 ТК РФ;
  • Несвоевременная выдача трудовой книжки работнику, который уволился;
  • Иные явные нарушения трудового законодательства.

   Жалобу работник (или бывший работник) должен подать в инстанцию в письменном виде, четко и ясно изложив на бумаге все факты. К жалобе можно приложить так же доказательства (если таковые имеются). Доказательства принимаются как на бумажных, так и на электронных носителях. Работник должен обязательно указать в бумагах свое И.Ф.О. и почтовый (или электронный) адрес. Без наличия реквизитов, жалоба рассмотрена не будет.

   Обычно инстанции реагируют на жалобы почти молниеносно, хотя по закону и трудовая инспекция и прокуратура должны рассмотреть поступившую жалобу в течении одного месяца с даты ее регистрации.

   Что же касается такой инстанции, как суд, то туда работником подается на работодателя исковое заявление с описанием ситуации, к которому прилагаются все имеющиеся доказательства. В суд работник должен подать заявление не позднее трех месяцев со дня совершения работодателем того или иного правонарушения.

   При рассмотрении жалобы от работника и обнаружении правонарушений со стороны работодателя, второму грозят штрафные санкции и, обязательные к выполнению, предписания на устранение выявленных нарушений.

   Если работодатель платит зарплату «в конверте» или нарушает право работника на получение вознаграждения за свой труд, целесообразнее будет обратиться с жалобой в такую инстанцию, как налоговая инспекция. Именно она занимается этими вопросами. Произведенная в течение месяца налоговой инспекцией проверка, может привлечь работодателя не только к административной, но и даже уголовной ответственности.