Экскаватор не может быть доставлен к месту будущей работы своим ходом, т.к. это приведет к быстрому израсходованию ресурса его ходовой части. Поэтому для его доставки используется специализированный подвижной состав автомобильного транспорта: тягачи и тралы низкорамники. Тралы низкорамники являются полуприцепами с пониженной погрузочной высотой (для упрощения и ускорения выполнения погрузо-разгрузочных работ), тяжеловозами. Собственный вес экскаватора достигает 40 и более тонн, поэтому перевозка его на универсальном подвижном составе невозможна.

Перевозка экскаваторов автомобильным транспортом

   Согласно Инструкции Министерства транспорта России и МВД России по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автотранспортом по дорогам РФ, габарит автотранспортного средства вместе с грузом по высоте не должен превышать 4 м. При доставке большинства моделей экскаваторов (за исключением моделей типа «мини») этому требованию будут удовлетворять исключительно тралы низкорамники.

   Высокие требования предъявляются к техническому состоянию тяжеловоза, используемого для перевозки экскаватора. Так, для обеспечения безопасности движения перевозимый объект надежно закрепляется и фиксируется на трале. Необходимо полностью исключить возможность его опрокидывания с транспортного средства. Перевозчик или отправитель обязан предварительно разработать схему выполнения погрузо-разгрузочных работ и крепления экскаватора на низкорамнике. Необходимо иметь разрешение на перегруз и негабарит для движение по дорогам, для такого вида транспорта.

   Средства крепления подлежат проверке на прочность и надежность. Габариты трала низкорамника вместе с грузом должны быть такими, чтобы позволять беспрепятственный проезд автопоезда по всему маршруту следования, с учетом придорожной инфраструктуры (эстакад, линий электропередач, трубопроводов, путепроводов и прочих элементов). Маршрут согласовывается с балансодержателями указанной придорожной инфраструктуры.

   Тралы оборудуются тормозной системой, которая работает от педали тормоза автотранспортного средства (тягача), оснащаются стояночным тормозом и системой автоматической остановки, которая замедляет движение низкорамника до полной остановки, если произошел разрыв соединительных магистралей с тягачом. Не допускается перевозка на трале тяжеловозе экскаватора весом, превышающим грузоподъемность трала.

    Для перевозки экскаваторов применяются специальные тралы, оснащенные аппарелями для самостоятельного заезда техники на подвижной состав. Эти полуприцепы могут с одинаковым успехом использоваться для транспортировки любой самоходной техники, в том числе негабаритной по ширине (благодаря отсутствию бортов). При движении автопоезда аппарели поднимаются и занимают вертикальное положение.

   Для перевозки разных по весу экскаваторов целесообразно использовать различные по грузоподъемности тралы тяжеловозы. Сегодня промышленность выпускает тралы низкорамники с грузоподъемностью от 20 до 45 и более тонн (в контексте рассматриваемой задачи, вообще же, существуют тралы тяжеловозы модульного типа с практически неограниченной грузоподъемностью). Для перевозки экскаваторов обычно применяют 2-х и 3-х осевые тралы тяжеловозы.