Градостроительная информация

    Вопрос о строительстве или, как это грамотно звучит, о градостроительной деятельности, актуален для каждого взрослого человека. Если даже речь идёт о строительстве не мелких, а масштабных объектов общегородского значения: мост через реку, элитный многоэтажный дом в ближайшем дворе, автозаправочная станция, предприятие в черте города и многое другое, то информация всё равно имеет огромное значение для обывателя, простого гражданина. Тем более, что в связи с представленными вопросами нередко напрямую нарушаются права сразу тысяч жителей российских, и не только, городов. Информация о градостроении необходима также местным властям для рационального планирования использования территории городских земель.

    Начнём с рассмотрения, что собой представляет понятие «градостроительная информация». Согласно федеральному закону от 20.02.1995, № 24 "о защите информации" информацией называются сведения о предметах, лицах, событиях, фактах, явлениях, процессах в различной форме представления. Это также документы и их массивы, документы в различных системах информации (архивы, библиотеки, фонды, банки данных и другие информационные системы). Всё это информационные ресурсы, которые могут быть негосударственными и государственными, элементом состава имущества, являться собственностью юридических лиц и отдельных граждан, органов местного самоуправления и государственной власти.

    Многие юристы и авторы считают такое определение информации слишком неполным, что вызывает ряд споров и замечаний. Многие считают, что определение информации должно быть более широким. Специалисты отмечают, что информацией должны называться сведения об окружающем нас мире, процессах, которые в нём протекают, зафиксированные в любой форме, обладающие при этом коммерческой ценностью. Возможно, данное определение является более полным, но относительно нашей темы, оно также не самое удачное.

    По-моему мнению, это определение не охватывает ту информацию, которая коммерческой ценности не несёт, а градостроительной информации это касается напрямую.

    Практически во всех отраслях права Российской Федерации проблемам информации уделяется внимание. Во второй части 24 статьи Конституции России говорится о том, что органы государственной власти, местного самоуправления обязаны обеспечивать гражданам доступ к ознакомлению с документацией и материалами, имеющими отношение к их правам и свободам. Это положение комментируется частью 4, 29 статьи Конституции РФ, где говорится, что все имеют право искать необходимую им информацию (и в градостроительной сфере тоже). Только есть определённый перечень информации, к которой доступ ограничен.

    К примеру, нельзя собирать, хранить и использовать информацию, касающуюся частной жизни людей, а также информации, являющейся личной или семейной тайной, тайной переписки, телеграфных и почтовых сообщений, телефонных переговоров физических лиц без их согласия. Данный запрет может в отдельных случаях быть отменён судебным решением. Ограниченным доступом обладает и информация следствия, медицинская информация, являющаяся врачебной тайной, также адвокатская и иная охраняемая законом тайна. Гражданский кодекс в основном регулирует вопросы информации, связанной со служебной или коммерческой тайной. А таковой она является лишь в случаях, когда имеет настоящую коммерческую ценность, благодаря её неизвестности посторонним лицам. Критерием такой информации также является отсутствие свободного доступа, и охрана конфинденциальности со стороны правообладателя (139 статья ГК РФ). В условиях конкуренции подобная информация даёт преимущество стороне, получившей её незаконно, особенно при ведении предпринимательской деятельности.

    Гражданское законодательство также защищает интеллектуальную собственность. Другие отрасли права обращают внимание на другие аспекты информации. Так получать экологическую информацию можно на основании 42 статьи Конституции РФ и законом России "об охране окружающей среды" от 10.01.2002. Экологической является любая информация, касающаяся состояния воды, воздуха, почвы, экосистем и живых организмов, отражающая их деятельность, изменения, факторы, меры оказания воздействий на них, а также информация о действиях по использованию ресурсов природы, и последствиях такой деятельности для окружающей среды. Кроме того к экологической информации относится информация о мерах охраны и рационального использования окружающей среды.

    Находится такая экологическая информация у органов охраны окружающей среды, которые получают её методом проведения компетентными органами мониторинга, системы мероприятий наблюдения за состоянием окружающей среды.

    В то же время нет чёткого определения для понятий полная и достоверная экологическая информация, которыми и оперирует Конституция России.

   Таких примеров имеется много, но если перечислять основные категории разновидностей информационных ресурсов, то складывается впечатление, что законодатель пытается сосредоточить внимание на урегулировании вопросов по получению защиты информации для конкретной отрасли права. Такой принцип регулировки доступа и защиты информации можно считать отраслевым.

   Но законное регулирование доступа к информации можно рассматривать не только по отраслевому, но и по территориальному признаку.

   И одним из таких законов, где затрагиваются интересы неопределённого круга людей, является Кодекс Градостроительства России. Только ни в самом Градостроительном Кодексе, ни в его подзаконных актах нет определения термина "градостроительная информация". Но, всё же, анализируя градостроительное законодательство, делаем вывод, что данная разновидность информационных ресурсов предназначена для достижения трёх целей. Первая - регулирование порядка предоставления и получения градостроительной информации и гарантия реализации права каждого человека вести жизнь в благоприятных условиях, что неотъемлемо связано с состоянием окружающей среды.

    Второе - наличие самого механизма получения информации градостроительства в законодательстве обозначен лишь контурно и показывает попытку со стороны законодателя достичь социального компромисса для противоречивых интересов субъектов городского хозяйства, органов государственной власти, органов местного самоуправления и жителей данной территории (города, микрорайона, района). Этот фактор имеет немаловажное значение в плане достижения в отдалённом будущем позитивного социального настроения (отсутствия социального напряжения в населённом пункте), гарантирует не допущения проведения активных форм проявления конституционного недовольства - митингов, пикетов, шествий, направления исков в суды и др.

   Третье - действенное правовое урегулирование использования градостроительной информации даёт возможность не допускать возможного, но весьма существенного экономического ущерба. Поясним, что при нарушении процедур предоставления информации для общественности и при отсутствии учёта общественного мнения во многих случаях закон даёт возможность требовать приостановления нежелательного строительства объекта в судебном порядке. И если суд примет это решение, оно повлечёт причинение больших материальных убытков соответствующему субъекту хозяйствования.