Личные налоги  

    Во всех экономических системах правительство перераспределяет доходы населения для уменьшения неравенства в их распределении и снижения уровня бедности.

     Масштабы этого перераспределения зависят от многих факторов, таких как тип экономической системы, исторически сложившаяся практика, приоритеты государственных расходов, политический процесс, фаза делового цикла, ценности населения и тому подобное.

   Инструментами перераспределения доходов являются личные налоги, государственные трансфертные платежи, регулирование цен на товары и услуги и т. д.

   Одним из первых инструментов перераспределения доходов были личные налоги. Налог на личные доходы впервые был введен в Англии Уильямом Питтом в декабре 1798 для финансирования закупки оружия и амуниции для войны с Наполеоном. Налог был прогрессивным, им облагали только высокие доходы. Ставка этого налога была очень низкой (0,8333%) для доходов свыше 60 фунтов стерлингов и возрастала до 10% для доходов, превышающих 200 фунтов стерлингов. Налоговые ставки часто меняли, а то и отменяли этот налог, пока наконец в Англии в 1842 Робертом Пилом был предложен закон о личных доходах (Income Tax Act), которым было введено пропорциональное налогообложение личных доходов.

   В США налог на личные доходы был введен в 1862 году для финансирования расходов, связанных с гражданской войной. В 1894 был принят закон о налогообложении, согласно которому лица с высокими доходами должны были платить относительно больше, чем лица с низкими доходами. Однако далеко не все восприняли положительно этот закон. Сенатор Шерман сказал, что эта попытка натравить бедных против богатых является социализмом, коммунизмом, дьяволизмом. Верховный суд США признал этот закон таким, что не соответствует конституции, и прогрессивное налогообложение было отменено (прогрессивный налог на личные доходы был введен только в 1913 году).

   В общем в первой половине XIX в. пропорциональное налогообложение личных доходов было общепринятым. Однако со временем в западноевропейских странах ввели прогрессивную систему налогообложения личных доходов. Следует заметить, что есть страны, где налога на личные доходы вообще не существует. К ним относятся Андорра, Багамы, Бермуды, Бахрейн, Бруней, Кувейт, Монако, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Сомали, Объединенные Арабские Эмираты, Уругвай.

   Подоходный налог является важным инструментом государственного регулирования доходов благодаря своей справедливости и эффективности налоговой системы.

Основные преимущества этого налога следующие:

  • он согласуется с принципом платежеспособности;
  • налоговые поступления гибкие;
  • налог не порождает искажение цен;
  • он является хорошим макроэкономическим стабилизатором;
  • налог "прозрачный", то есть налоговое бремя для его плательщиков понятно и очевидно;
  • легко указать источник этого налога и четко определить его размер.

   При анализе влияния налогов на распределение доходов важное значение имеют такие понятия как система налогообложения, ставки налогообложения, база налогообложения, величина не облагаемого минимума, льготы при уплате налогов и тому подобное. Даже незначительные изменения в системе налогообложении приводят к существенным изменениям в формировании доходов населения.